По страницам истории родной школы…
( к  100-летию школьного образования в степном Кункуре)

  1. Как всё начиналось
  2. От хотонной школы - к начальной
  3. Начальная школа (1930 - 1964) часть 1
  4. Начальная школа (1930 - 1964) часть 2
  5. Восьмилетняя школа (1964-1968)
  6. Средняя школа (1968-2016)

От хотонной школы - к начальной

   Правда, к этому времени уже существовало на будаланских землях начальное училище, где работал учителем Гурожап Будаев. В Национальном архиве республики Бурятия имеются документы с 1915 по 1920 годы, в которых школы Будалана и Кункура называются Кункурско-Будаланское одноклассное училище, или перечисляются в ряде их отдельными училищами параллельно. В приговоре №28 от 25 сентября 1915 года волостного суда Агинского инородческого схода было принято решение о выделении по 370 рублей Будаланскому и Кункурскому начальным училищам на различные расходы.

   В 1916 году была получена лицензия на образовательную деятельность в школе Сандан-ноёна. Первым учителем был Чойжил-Лхама Базарон, выдающийся агинский учитель-просветитель.
Приезжали учиться дети из близлежащих стойбищ и кочевий (Хангила, Дылгыра, Судунтуя, Будалана, степей Кункура), даже из Приононья.
Из документов Национального архива Республики Бурятия:

«Кункурская 4-х классная школа.
Заведующий школой – Базарон Чойжил-Лхамо.
Учитель - Найдано Дамдин-Жу.
Местонахождение улус Харганаата Булак
Кункурского сомона.
Обслуживает: Кункурский, Будаланский,
Дылгырский и Цоктохангильский хошуны.
Здание общественное (7*5 квадратных сажень).
Число учащихся – 23 человек.
Открыт в 1916 году.
Основание: Национальный архив
Республика Бурятия.
Главных архиограф – М.Р. Бухаева.»

   Кункурская школа , наряду с Хойто-Агинской и Цугольской, считалась более приспособленной для занятий с детьми, а в других местах Агинского аймака не было подобных школьных зданий. В хотонной школе обучали старомонгольской письменности, счёту и чтению. Учебное время распределялось по усмотрению учителя, никаких учебных планов и программ.
   В архивных документах можно обнаружить факты о желании руководителей образования перейти к единой светской школе. 28 июня 1918 года на конференции учителей было принято решение: «считать летние каникулы для деревни не более четырех месяцев, с 15 мая по 15 сентября. Первые недели учебных занятий посвятить экскурсиям», «в бурятских национальных училищах по желанию родителей и за их счет может преподаваться и православное, буддийское и шаманское вероучения». 7 июня 1919 года председатель Бурятского училищного совета Малков И.П. обращается к учителям-бурятам, монголистам, с просьбой: «Используйте предстоящий летний отдых для собирания и записывания образцов народных сказок, басен, загадок, пословиц и т.п. для составления учебных руководств по изучению монголо-бурятского языка. Постарайтесь вразумить учащихся, что это дело самое нужнейщее и обязательное для лиц, призванных на служение просвещению своего родного народа, что отнекиваться неумением, незнанием, а тем более недосугом нельзя». «Январь, 23, 1919 г. Аймачной Думе. Просим еще раз объявить учащимся школ аймака, что в Забайкальском земском складе можно приобретать книги на монгольско-бурятском языке: Базаров. Букварь – по 1,50 коп., Позднеев. Задачник – по 65 коп., Жамцарано. Мироздание – по 3,45 коп.»
   В новой школе с одной классной комнатой было очень много проблем. Отсутствовали какие-либо учебные принадлежности, книги, места проживания и питания детей при школе. Первые ученики писали древесным углем на чём попало, сидели во время занятий на досках, прибитых к чурке. Родители сообща готовили продукты питания, юрту для проживания детей и нанимали повара («тогошона»). Число юрт-«общежитий» зависело от того, из каких стойбищ или кочевий дети приезжали учиться. Учебный год начинался с большим опозданием и заканчивался досрочно. Количество обучающихся постоянно менялось по разным причинам. Это было связано с полукочевым образом жизни скотоводов – четырёхразовой перекочёвкой животных вслед за истощением пастбищ: зимой, весной, летом и осенью. В школу отправляли своих детей больше всего середняки, они старались зачислить сюда более слабых по здоровью детей, а сильных и здоровых придерживали при хозяйстве. Богачи вовсе отказывались от школы, считая занятия с детьми пустым времяпровождением. Беднякам было тяжело одеть, обуть и отправлять детей в школу со стоянки, тем более дальней, ещё с продуктами питания. Добираться до школы возможно было пешком, на телегах или санях, верхом на верблюдах, лошадях.
   В годы существования ДВР все частные национальные школы перешли в ведение Министерства народного образования буферной республики и приняты на государственное содержание с 1 июня 1920 года. Бурятские школы стали подчиняться особым аймачным отделам. Отменили платное обучение, все экзамены (вступительные, переводные и выпускные), а также телесные наказания. Сняли с занятий преподавание религиозных вероучений, обязательное изучение латинского языка. Объявили о создании единой трудовой школы 1и 2 ступеней. Только после окончания гражданской войны в Забайкалье сомонные власти взялись за полную ликвидацию безграмотности. Так, Будаланский сомонный совет 22 октября 1925 года принял решение об обязательном привлечении в школу 20 взрослых детей.
   Заведующими Кункурской школой были: в 1916-1919 годах Базарон Чойжил-Лхама, в1920-1925 гг. – Зодбоев Сыпыл, в 1925-1927 гг.—Балданов Нордоп, в 1927-1930 гг.—Зыдыгаин Цыцык. Работали здесь Санданов Дамдинжаб, Лодой-багша – знаток тибетского языка и буддизма, один из просвещенных людей Аги; Цыбенов Цыден-Дондок.
   19 июня 1921 года был образован Онон-Хангильский народный революционный комитет, состоящий из пяти сомонов -- Хангила, Дылгыра, Кункура, Будалана, Судунтуя. Резиденцией хошунной администрации стала школа в Харганата Булаг. Во главе НРК избран Базаров ЧЛ. Задачей нового органа власти было разъяснение в населении вредности старых бытовых обычаев и обрядов, как ношение кос у мужчин, ношение украшений из золота и серебра, ножей, бурятской одежды, старинных свадебных традиций, уплаты калыма за невесту, моление при входе в юрту и на обоо, праздника Сагаалгана и т.д. Он занимался пропагандой новых, советских, праздников – День Урожая, Седьмое ноября, Новый год, Девятое января, День Парижской коммуны, Восьмое марта, Первое мая, День образования БМАССР. Праздники проходили по одному сценарию: приветствия сомсовета, сомкресткома, РКСМ, школы, женской, молодежной и пионерской организаций, октябрят, затем доклад, выпуск стенгазет и лозунгов, выступления самодеятельных артистов с новыми песнями и танцами, спектаклями, встречи с жителями. Деятельными участниками всех мероприятий были учителя и комсомольцы.
   По свидетельству Ж. Тумунова, в 1924/1925 учебном году число хотонных школ в аймаке достигло до 40. Они предствляли из себя обычные пункты по ликвидации безграмотности. Работало в них 38 учителей, из которых четверо занимались в школах второй ступени. Образовательный уровень учителей был низким и педагогический стаж работы небольшим, большинство из них начало свою педагогическую деятельность после революции.
Расходы на народное образование в это время составили 2 рубля 5 копеек на одного жителя аймака. Увеличение числа школ шло медленно, сохранялись долгое время хотонные школы, грамотность населения оставалось низким.
   Только с 1925 года в Агинском аймаке больше внимания стали уделять народному образованию. Увеличилось финансовое обеспечение, приобретались учебники и наглядные пособия, попоплнялся библиотечный фонд школ. Учебники и письменные принадлежности распределялись среди учеников строго нормированно. На одного ученика полагалось 18 тетрадей, одна ручка с пером, три карандаша и другие пособия на 1 рубль 60 копеек в учебный год.
   Появились стабильные учебники для начальной школы: в 1-ом классе «Букварь» Ш. Базарова, «Улан Цыцык» Б. Барадина во 2-ом классе, в 3-ем и 4-ом классах – хрестоматия Малкова и Ш Базарова, «Сборник задач по математике» Аржанникова и Костромского, букварь Вахтерова во 2-ом и 3-ем классах, в 4-ом – учебник Михеева.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ - назад               |               далее - НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (1930 - 1964) часть 1